Закон о перевозке детей не соответствует европейским нормам

29 октября 2019 г. был принят законопроект №1150, суть которого заключается во введении штрафов за нарушение правил перевозки детей в размере 30 необлагаемых минимумов за первое нарушение и в размере 50-ти – за повторное (510 и 850 грн. соответственно). Данному законопроекту была посвящена пресс-конференция «Турборежиму в Верховной Раде – стоп!», прошедшая в УНИАН 11 ноября 2019 г.

Как отметила на пресс-конференции руководительница адвокатского объединения «Метод» София Шипилова, данный законопроект откроет возможности для Нацполиции для манипуляций с терминологией и откроет возможности на основе этого закона штрафовать буквально всех водителей такси. Кроме того, в настоящее время законодательство не регулирует, как именно должны быть оснащены автомобили, а значит, эта оценка со стороны представителя полиции будет субъективной.

Василий Попик, глава Украинского профсоюза таксистов, на пресс-конференции подчеркнул, что в настоящее время в Европе разрешено не использовать автокресла для детей в общественном транспорте (в том числе и в школьных автобусах) и в такси.

По словам Андрея Антонюка, главы Украинской Таксомоторной Ассоциации, сегодня в Украине легально работают лишь 1-2% перевозчиков, то есть, остальные водители такси, являющиеся нелегалами, попадают под действие закона как частные лица и обязаны иметь автокресла в салоне.

Сложность и несвоевременность введения этого закона эксперт отметил в первую очередь в отсутствии законодательства, которое регулировало бы рынок такси в Украине и стимулировало бы выход перевозчиков такси из тени.

Кроме того, принятие законопроекта предполагает оснащение всех перевозчиков такси автокреслом, что в настоящее время не является возможным по причине больших расходов на автокресла для водителей. Если считать по минимуму (от 2000 грн. за кресло для ребенка от 7 до 12 лет), то в одном Киеве, где водителей такси насчитывается около 25000, водителям необходимо будет потратить на только лишь один вид автокресел около 50 млн. грн., а в масштабах страны сумма во много раз выше. Учитывая, что автокресла делятся по трем основным возрастным группам, водителю такси необходимо будет их иметь как минимум три.

Такие расходы, по мнению эксперта, обязательно лягут на плечи клиентов такси и увеличат время подачи автомобиля по причине необходимости установки автокресла. Перевозить же постоянно автокресло в автомобиле для водителя нерентабельно: оно займет почти весь багажник, вследствие чего багаж других пассажиров может не влезть в автомобиль. Заказы по перевозке детей составляют 1-2% от всех заказов, при этом заказы, при которых необходимо перевезти 2-3 чемодана пассажиров, составляют 20-30% от всех заказов.

Антонюк подчеркнул, что в настоящее время нет проблемы заказать такси с автокреслом, просто необходимо обратиться в службы такси, предоставляющие автокресло как дополнительную услугу, быть готовым ожидать автомобиль от часа и доплатить от 100 грн. или +20-30% к стоимости поездки. Также необходимо не спешить с подписанием данного закона и отправить его на доработку с приведением нормативно-правовых актов в соответствие с этим Законом либо приведением закона к общеевропейским нормам.

Перевозчик такси Геннадий Попов на пресс-конференции отметил, что в условиях обязательного наличия автокресла для перевозки детей водители просто будут отказывать в перевозке клиентам с детьми.

Таким образом, данный законопроект является нереализуемым на практике в настоящее время из-за невозможности контролировать нелегальных перевозчиков такси и отсутствия законодательства, которое регулировало бы рынок такси в Украине и способствовало бы легализации нелегальных перевозчиков. Также его реализация приведет к удорожанию услуг абсолютно всех перевозчиков такси, которые необходимые автокресла приобретут.

Кроме того, возникает вопрос: кто лоббирует обязательную установку детских автокресел во всех такси и кто на этом заработает?

Читайте также: